Как Феникс из пепла. Страница 9
ЧТЕЦ II.
И открылась мне та дорога,
По которой ушло так много,
По которой сына везли,
И был долог путь погребальный
Средь торжественной и хрустальной
Тишины сибирской земли.
ВЕДУЩИЙ I. Это строки из «Поэмы без героя» — любимого детища Ахматовой. В ее трагической жизни поэма была единственным просветом, единственной иллюзией счастья и вместе с тем — мукой, болью, тяжким бременем.
ЧТЕЦ I. «Я сразу услышала и увидела ее всю – какая она сейчас (кроме войны, разумеется), но понадобилось двадцать лет, чтобы из первого наброска выросла вся поэма. На месяцы, на годы она закрывалась герметически, я забывала ее, я не любила ее, я внутренне боролась с ней».
ВЕДУЩИЙ II. О своей любимой «Поэме без героя» она порой говорила, задумавшись, глядя сквозь стены и поверх голов: «гадина».
ЧТЕЦ I. «До меня часто доходят слухи о превратных и нелепых толкованиях «Поэмы без героя». И кто-то даже советует мне сделать поэму более понятной. Я воздержусь от этого.
Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей – моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их, когда читаю поэму вслух. И этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи».
ВЕДУЩИЙ I. В шестидесятые годы двадцатого века «Поэма без героя» была известна с пропущенными строфами во второй главе. Позже многоточия зазвучали.
ЧТЕЦ III.
Ты спроси у моих современниц,
Каторжанок, стопятниц, пленниц,
И тебе порасскажем мы,
Как в беспамятном жили страхе,
Как растили детей для плахи,
Для застенка и для тюрьмы.
Посинелые стиснув губы,
Обезумевшие Гекубы
И Кассандры из Чухломы,
Загремим мы безмолвным хором
(Мы, увенчанные позором):
« По ту сторону ада мы»…
Музыка.
ВЕДУЩИЙ II. Вспоминая Ахматову, Михаил Дудин писал: « Когда ее возраст пересек семидесятилетнюю черту, когда ее черная челка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, когда ее походка стала подчеркнуто степенной, к ней пришла слава, уже основательно верная… пришла и неотступно следовала за ней».
ВЕДУЩИЙ I. «Она её не прогоняла и даже не иронизировала над нею. Она принимала ее как должное, без охов и ахов, с полным сознанием своего достоинства».
Музыка.
ВЕДУЩИЙ II. В 1964 году Ахматова побывала в Италии, затем — на родине Шекспира. В Италии ей вручили премию «Этна-Таормина», в Англии — диплом почетного доктора Оксфордского университета.
ВЕДУЩИЙ I. «Незадолго до ее смерти, — пишет Анатолий Найман, — у нас случился разговор о тогдашнем ее положении: о новой славе, пришедшей к ней, о пошлости, сопровождавшей эту славу; о высоком авторитете и о зависимости от газетной статьи, чьих-то мемуаров, Нобелевского комитета, иностранной комиссии Союза писателей; о бездомности и зависимости от чужих людей; о старости, болезнях и о десятках телефонных звонков, писем».
ВЕДУЩИЙ II. Сперва она держалась гордо, повторяла:
«Поэт — это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять», — но вдруг сникла и, подавшись вперед, со страданием в глазах и в упавшем голосе, почти шепотом, выговорила: «Поверьте, я бы ушла в монастырь, это единственное, что мне сейчас нужно. Если бы это было возможно».
Звучит фрагмент Концерта № 4 фа минор «Зима» А. Вивальди.
ЧТЕЦ I (на фоне музыки).
Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери.
И все-таки узнают голос мой.
И все-таки ему опять поверят.
* * *
Comments are currently closed.
Действительно, хороший сценарий. Только мне кажется, что тема довольно сложна для школьников.
Согласен, поэзия Ахматовой совсем не легкая. Тем не менее, в школьную программу она включена, и данный сценарий может помочь педагогу при организации внеклассной работы. И потом, в такой форме (спектакля, инсценировки) поэзия воспринимается значительно ярче, чем на обычном уроке литературы.