«Громада любовь» Владимира Маяковского. Страница 6
ВЕДУЩИЙ II. Как-то известный писатель-публицист Михаил Кольцов сказал о Маяковском: «Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. Маяковский так же переживает свои личные драмы, как читает стихи или спорит с противниками. И, в сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, ей-богу, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей».
ОНА. Да, он бывал разным, но всё в нем — чтение стихов на эстраде, и полемический дар, и участие в схватках с идейными противниками, и гостеприимство, и доброта, и нежность к близким, друзьям, товарищам по литературе, и азарт игрока на бильярде, и любовь, и горе — всё проявлялось крупно, слишком заметно в сравнении с обычными, рядовыми, не гибельными, не испепеляющими душу страстями. Такие люди живут на пределе нравственных сил и безоглядно растрачивают их.
ВЕДУЩИЙ I. Он ворвался в литературу как борец с пошлым, обывательским миром. Он воспевал революцию, потому что верил в ее очистительную силу. Но, видя, что мещанство, ханжество, приспособленчество продолжают жить, лишь поменяв окраску, он продолжает бороться против всего, что, по его мнению, мешает строительству нового. И появляются такие стихи, как «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Фабрика бюрократов». В театре Мейерхольда ставятся его сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».
Инсценировка II действия драмы В. Маяковского «Баня».
ВЕДУЩИЙ II. В пьесах Маяковского кое-кто из критиков почуял «антисоветский душок». На страницах газет разворачивается дискуссия о том, нужна ли Советскому государству сатира. Ответ почти однозначен: не нужна.
ВЕДУЩИЙ I. Маяковский вступал в споры и выступлениями, и стихами. Это не нравилось многим. Маяковскому отказывали в чувстве родины, в искренности, в преданности советской власти. На открытие его выставки «20 лет работы» 1 февраля 1930 года из многочисленных приглашенных не пришел почти никто. Это было похоже на бойкот.
ВЕДУЩИЙ II. «Громада-любовь» к революции оказалась безответной? Во всяком случае, так могло показаться…
ВЕДУЩИЙ I. И женщины рядом — любящей, единственной, преданной — не оказалось. Но образ любимой, в котором, вероятно, соединились для поэта и Лиля Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Полонская (актриса, красавица — и самая последняя любовь Маяковского) — был безупречен. И неоконченное обращение к любимой звучало, как обращение ко всему мирозданию, потому что любовь поэта-максималиста была всеобъемлющей, громадной и единой.
* * *
Финал спектакля (варианты на усмотрение постановщика):
Вариант 1
На сцену выходят ключевые участники спектакля: Поэт, Она, ведущие, чтецы. Все замирают, постепенно гаснет свет. Звучит песня «Ночь» в исполнении Николая Носкова (музыка Д. Тухманова, стихи В. Маяковского из рукописи «Неоконченное»):
Аудио клип: Для воспроизведения этого клипа требуется Adobe Flash Player (версии 9 или выше). Скачать последнюю версию здесь.У вас также должен быть включен JavaScript в вашем браузере.
Вариант 2
На фоне скрипки (фонограмма) звучат стихи:
Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданию.
* * *
Comments are currently closed.