Александр Блок — Поэзия и судьба

Поделиться с друзьями:

Музыкально-поэтический спектакль

Действующие лица: Поэт, ведущий, Современник, Прекрасная Дама, Незнакомка, Снежная Маска, чтецы.

Пространство сцены поделено на три части. С одной стороны — кабинет Поэта (рабочий стол, лампа, книги). С другой — портрет Блока на фоне драпированной легкой белой ткани (это место ведущего). Посередине на заднике сцены — декорация, большое полотно которой вертикально разделено на две части неровной линией. С одной стороны -женский силуэт на фоне светлого акварельного пейзажа в розово-голубых тонах, с другой — черная громада города. Отсюда будут звучать стихи Блока в исполнении чтецов.

В жизни и творчестве Блока определяющую роль играла музыка, которую поэт представлял как символическую категорию, соответствующую некоему созидательному духовному началу жизни. Ему, как никому другому, не только было дано «слышать музыку мира», но и в полной мере даровано умение передать ее. Именно поэтому музыка в спектакле о Блоке имеет важнейшее значение. В постановке целесообразно использовать фрагменты произведений Вагнера, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бизе. Музыка этих композиторов привлекала Блока как слушателя, в его произведениях неоднократно встречаются образы из опер Вагнера, Визе, Чайковского. Так, важная поэтическая тема Блока — тема томительных блужданий человека в «непроглядной тьме страшного мира» — органично связана с музыкой «Пиковой дамы». Для поэта и многих его современников эта опера Чайковского открывала новое в развитии петербургской темы.

Блок высоко ценил Мусоргского, который представлялся ему выразителем русской народной стихии, «глубин народного духа». Фрагменты из опер «Борис Годунов», «Хованщина» могут служить музыкальным фоном или прологом для исполнения стихотворений из цикла «На поле Куликовом». Музыка Римского-Корсакова ( «Снегурочка», «Садко» ) с ее глубоким проникновением в философскую сущность русского фольклора также созвучна стихам Блока о России.

С образами Прекрасной Дамы, Незнакомки, Снежной Маски можно связать многие фрагменты произведений Чайковского, Вагнера; с образом Кармен — фрагмент из оперы Бизе.

Особое внимание следует уделить не только музыкальному, но и пластическому решению спектакля. Очевидно, потребуется специалист для постановки движений и танцев Прекрасной Дамы, Снежной Маски, Незнакомки, Кармен.

Блок — поэт «зимний», поэт снежной мглы и метелей, поэтому очень желательны эффекты падающего снега, запись шума ветра и т. д. Возможно использование слайдов с видами зимнего Петербурга.

* * *

Негромко звучит музыка. Высвечивается угол сцены, оборудованный как кабинет Поэта. Поэт что-то пишет, зачеркивает, снова пишет. Затем поворачивается к залу и читает свои записи:

ПОЭТ. «Переиздание моих книг побуждает меня всегда проверять весь путь, потому я семь раз отмериваю, чтобы раз отрезать… Выбираю и распределяю всё так, чтобы, как можно яснее… было, чего хотел, чего не достиг, как падал, где удалось удержаться…».

ВЕДУЩИЙ. Эти слова Александр Александрович Блок записал в 1916 году. В письме к Андрею Белому Блок так характеризует главные этапы своего поэтического пути:

ПОЭТ. «…От мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, возмездию и… — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы… вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души».

ЧТЕЦ.
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твёрдо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Звучит музыка, связанная с образом Прекрасной Дамы. Появляется Прекрасная Дама. Поэт заворожен ее плавными легкими движениями. Его взгляд прикован к ней. Периодически Поэт берет перо и лихорадочно пишет, не отводя взгляда от Прекрасной Дамы до тех пор, пока она не покинет сцену.
Одновременно звучат стихи (фонограмма):

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

ЧТЕЦ.
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень
тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов:
Ложится мгла на старые ступени:
Я озарён — я жду твоих шагов.

ПОЭТ.
Ложится мгла на старые ступени:
Я озарён — я жду твоих шагов.

Поэт берет конверт, кладет в него исписанные листки, берет новый лист и, проговаривая вслух слова, пишет:

ПОЭТ. Редактору журнала «Северные цветы» Брюсову. Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: «О вечно-женственном». В сущности, это и есть тема всех стихов.

ВЕДУЩИЙ. Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», вышедшая в 1904 году, была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихи 1901-1902 годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности в ту, которая вскоре стала его женой. Из воспоминаний Любови Дмитриевны Блок:

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА. «В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Казанскому собору и встретила Блока…».

ВЕДУЩИЙ. Из дневниковых записей Александра Александровича Блока:

ПОЭТ. «Сначала пошли в Казанский собор (там бывали и еще), а потом… в Исаакиевский… В соборе почти никого не было. Нас поразила высота, громада, торжество, сумрак…».

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА. «Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я давно отдаю свою душу…».

ВЕДУЩИЙ. В этот же день, 17 октября 1901 года, поэт написал стихотворение — «Медленно в двери церковные…».

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА.
Медленно в двери церковные
Шла я, душой несвободная,
Слышались песни любовные,
Толпы молились народные.

Или в минуту безверия
Он мне послал облегчение?
Часто в церковные двери я
Ныне вхожу без сомнения.

Падают розы вечерние,
Падают тихо, медлительно.
Я же молюсь суевернее,
Плачу и каюсь мучительно.

Музыка. Имитация падающего снега.

ПОЭТ. «Помните эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, боже мой, если Вы были! Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная, мещанская, скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы. Показывалась ваша фигура — Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах: на Вас бывала, должно быть, полумодная шубка с черным мехом… маленькая шапочка, под ней громадный тяжелый узел волос — ложился на воротник, тонул в меху. Розовые разгоревшиеся щёки оттенялись этим самым черным мехом…».

ЧТЕЦ.
Я долго ждал — ты вышла поздно,
Но в ожиданьи ожил дух,
Ложился сумрак, но бесслёзно
Я напрягал и взор, и слух.

Когда же первый вспыхнул пламень,
И слово к небу понеслось, —
Разбился лёд, последний камень
Упал, — и сердце занялось.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

ВЕДУЩИЙ. «Стихи о Прекрасной Даме» — истинное начало, исток всего творчества Блока. На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда, до конца жизни.

ЧТЕЦ.
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.

Об отчаяньи муки напрасной:
Я стою у последних ворот
И не знаю — в очах у Прекрасной
Сокровенный огонь, или лёд.

О последнем, о светлом, о зыбком:
Не открою, и дрогну, и жду:
Верю тихим осенним улыбкам,
Золотистому солнцу на льду.

Страницы: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*