Как Феникс из пепла. Страница 7

Поделиться с друзьями:

ВЕДУЩИЙ I. «Реквием» Анны Ахматовой сложился из отдельных стихотворений, написанных в период с 35-го по 40-е годы и связанных с трагическими событиями в ее жизни. Окончательно цикл «Реквием» сформировался к началу 60-х годов.

ВЕДУЩИЙ II. Услышав как-то от Анны Андреевны, что первые стихи «Реквиема» были написаны еще в тридцатые годы, ее спросили:
— Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?

ЧТЕЦ I. И поэтесса ответила:
— А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти.
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в  тюремных очередях. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы сможете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

ЧТЕЦ IV.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь».

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тесной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

ВЕДУЩИЙ I. Арест, стояние в очередях, неизвестность… А впереди — приговор. «Приговор» — так называется одно из центральных стихотворений цикла.

ЧТЕЦ I.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…

ВЕДУЩИЙ II. Да, приговор суров и страшен. Но нужны силы, чтобы ждать, а для этого надо на время отказаться от памяти и души, « надо снова научиться жить», чтобы выстоять, чтобы дождаться. Но далеко не всем было судьбой предначертано вернуться. Многим суждена гибель, и страшное осознание этого прорывается в кульминационном «Распятии».

ЧТЕЦ I. (с Библией в руках).
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А матери: «О, не рыдай Мене…»

Звучит одно из песнопений русской православной церкви – «Не рыдай Мене, Мати» (Протоирей П. Турчанинов).

ЧТЕЦ I.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Музыка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  • Юлия:

    Действительно, хороший сценарий. Только мне кажется, что тема довольно сложна для школьников.

    • Петр Праздников:

      Согласен, поэзия Ахматовой совсем не легкая. Тем не менее, в школьную программу она включена, и данный сценарий может помочь педагогу при организации внеклассной работы. И потом, в такой форме (спектакля, инсценировки) поэзия воспринимается значительно ярче, чем на обычном уроке литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*